Почему граждан обязывают носить индивидуальные средства
защиты органов дыхания (маски), законны ли такие требования, являются ли они обязательными?
Сегодня многие задаются вопросами: «Носить маску или не носить?» «Если ношение масок является обязательным, то почему ими не обеспечивают бесплатно?».
На эти вопросы есть обоснованные ответы, при этом в условиях сохранения угрозы распространения коронавирусной инфекции нужно принимать максимум совместных усилий в борьбе с COVID-19, и в этом безусловно помогает ношение индивидуальных средств защиты органов дыхания (масок).
По официальным данным регионального Роспотребнадзора (http://68.rospotrebnadzor.ru/content/1011/53924/) на территории области регистрируются новые случаи заболевания с ростом числа заболевших. Только 16 октября выявили 68 новых случаев заболевания, что более чем в два раза превышает показатель месячной давности — 16 сентября таковых случаев было 31.
Следует отметить, что первый случай заражения коронавирусной инфекцией на территории области выявлен 17 марта текущего года и в этот день администрацией области принято решение о введении в регионе с 18 марта режима повышенной готовности, который остается действующим до настоящего времени.
Режим повышенной готовности вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (так называемый «предЧС»). Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации — это два разных по своему содержанию режима, при введении каждого из которых принимаются разные по степени реагирования меры и устанавливаются разные порядок деятельности и обязанности, как для органов власти, так и для всех граждан и организаций.
Введение режима повышенной готовности дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации (администрация Тамбовской области является таким органом) устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения (подпункт «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ).
На территории области обязательные правила поведения установлены постановлением администрации Тамбовской области от 26.03.2020 № 233 «О дополнительных мерах по снижению рисков (2019-nCoV) на территории Тамбовской области».
Одним из пунктов «правил», в частности, пунктом 1.1 для граждан установлены обязанности использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок) при нахождении в общественных местах — на транспорте, в помещениях органов власти и организаций, предоставляющих услуги, в иных зданиях и помещениях с пребыванием в них граждан, а также соблюдения дистанции до других граждан не менее 1,5 метра.
Указанные обязательные требования получили названия «масочный режим» и «социальное дистанцирование».
Соблюдение гражданами указанных обязательных требований невозможно без установления для органов власти, организаций и индивидуальных предпринимателей обязанности обеспечить соблюдение гражданами социального дистанцирования, информирования о необходимости использования гражданами масок и установления специального режима допуска на их территории (указанные обязанности установлены все тем же пунктом 1.1).
Именно установление специального режима допуска на территорию указанных лиц дает им право не пускать и не обслуживать граждан, в случае нарушения ими обязательных требований.
Роспотребнадзор по поводу ношения масок неоднократно высказывался, что маски не нужно носить в безлюдных хорошо проветриваемых местах. Важно защитить себя там, где много людей — в транспорте или в магазине.
Соблюдение масочного режима относится к одному из эффективных способов защиты от инфекций и вирусов. При этом важно понимать, что максимальная эффективность ношения масок достигается в сочетании с другими методами профилактики. Это сокращение числа межличностных контактов, соблюдение социального дистанция и правил личной гигиены, регулярное проветривание и проведение дезинфекции помещений и личных предметов.
По вопросу бесплатного обеспечения граждан масками в связи с установлением обязательных требований об их ношении следует отметить, что такая обязанность в силу положений статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» возникла бы при объявлении чрезвычайной ситуации. Только в этом случае граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу.
В связи с тем, что на территории области введен режим повышенной готовности, приобретение масок должно осуществляться гражданами самостоятельно за счет собственных средств и потраченные средства возмещению не подлежат. Субъект Российской Федерации (регион) может принять на себя расходные обязательства только при наличии указания на это в законодательных актах. Действующее законодательство не предусматривает обязанность за счет средств бюджета области возмещать гражданам расходы за приобретенные ими маски либо приобретать их для последующего предоставления гражданам.
Таким образом, с учетом действующего на территории региона режима повышенной готовности гражданам и организациям необходимо неукоснительно выполнять установленные правила поведения (обязательное ношение масок является частью указанных правил). Об обязательности их исполнения свидетельствуют введенные с 1 апреля текущего года новые составы правонарушений, за совершение которые законодатель предусмотрел административную и уголовную ответственность.
Так, невыполнение правил поведения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (как указано выше, это и есть режим повышенной готовности) влечет привлечение к ответственности по статье 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, если такие нарушения влекут заражение другого человека вплоть до летального исхода, мера ответственности будет более жесткой.
В существующих условиях необходимо ответственно относиться не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих. Вводя ограничения, устанавливая обязательные к исполнению требования, государство прежде всего ставит в приоритете безопасность каждого гражданина в отдельности и в целом всего общества. Развитие культуры простых методов гигиены и профилактики заболеваний позволит сохранить здоровье каждого из нас и свести уровень заболеваемости к максимальному минимуму и не допускать распространение инфекции.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.